В жизни любого взрослого и состоявшегося мужчины наступает момент, когда ему становится жизненно необходим вертолётик. Ну или более стильное и трендовое решение в лице квадрокоптера. Не обошла эта участь и меня, но я, как обычно, не мог промолчать и не поделиться впечатлениями о своём первом опыте полётов.
Первое, что я решил для себя, — тратить на это развлечение больше чем долларов 50 я не хочу, надо всё-таки ограничивать себя в расходах, тем более что основное хобби требует слишком много финансов. Да и почти наверняка первый квадрокоптер будет очень рок-н-рольным, его с максимальной вероятностью ждёт судьба «живи быстро, умри молодым». Но кроме того, хотелось всё-таки какого-никакого, но живого видео «с борта». Прошерстив разные магазины, я нашёл модель, показавшуюся привлекательной внешне — VISUO XS809W, с купоном «XS809HW03» она стоит всего 39 долларов, прекрасно укладываясь в выставленный мною лимит. Квадрик этот достаточно новый, только появившийся на рынке, думаю, уже все догадались, что именно на этой модели я и остановился. Впрочем, если вы присмотрите для себя что-то другое, то купон «SAVE10» даст вам скидку 10% на любой товар в этом магазине.
Пожалуй, я не буду описывать процесс доставки (достаточно быстро и удобно) и не буду мучить читателей описанием и фото упаковки (обычная плоская картонная коробка с ручкой, внутри пластиковая вставка с выемками, в которых разместили всё). Коробку немного помяли на почте, но её внутренности абсолютно не пострадали. Кроме того, пожалуй, сразу скажу, что в квадрокоптерах я пока полный профан, так что обзор у меня будет такой же любительский, впрочем, почти все мы когда-то выступаем в роли новичков, и поэтому аматорский обзор позволяет точнее оценить собственные ощущения в начале освоения.
Для начала о комплекте поставки. В коробке найдутся: квадрик, пульт, 4 запасных пропеллера, защита для винтов (если вы, как и я, новичок — сразу ставьте её), аккумулятор, кабель для его зарядки и инструкция. «Мануал» напечатан на чистом английском, но разобраться с ним достаточно легко.
Сам квадрокоптер беззастенчиво скопирован с DJI Mavic, что пошло ему на пользу, хищный профиль, складная конструкция — всё аккуратно позаимствовано у «старшего брата». Конечно, моторы тут коллекторные, с приводными шестерёнками, но, подозреваю, что этот коптер у меня всё равно не доживёт до выработки ресурса щёток. Сделана игрушка из лёгкого, но достаточно прочного (как уже выяснилось в процессе) пластика, качество для 40 долларов очень неплохое, хотя немного поработать отвёрткой и подтянуть несколько винтиков всё-таки пришлось.
XS809W — достаточно компактный, в разложенном виде расстояние между моторами пропеллеров составляет 32 сантиметра, в сложенном — квадрик вписывается в прямоугольник 13 на 18 см. Разумеется, это цифры без установленной защиты (а я вам советовал её поставить). Традиционно в нижней части гондол двигателей (надеюсь этот термин тут применим) располагаются светодиоды, впереди — два зелёных, сзади — два красных, они достаточно яркие и со своей задачей — показать, куда повёрнуто ваше транспортное средство, — справляются. У данной модели «иллюминацию» дополняют два светодиодных «глаза», расположенные по бокам «морды», они светятся красным и хорошо вписываются в образ.
Ножек для взлёта-посадки и XS809W не предусмотрено, он садится прямо на резиновые вставки в нижней части двигательных отсеков, так что об идее взлететь прямо с заросшего травой луга придётся забыть. Хотя, если вам надо немного покосить лужайку — квадрокоптер это может сделать, пусть и не очень эффективно. Кстати, для установки защиты винтов нужно просто вытащить на каждом отсеке двигателей заглушки и вставить защитные дуги до щелчка.
Аккумулятор тут максимально простой, он вставляется в квадрик сзади и фиксируется защёлкой. В начале полётов она очень хорошо удерживает батарею на месте, но я бы всё равно посоветовал зафиксировать её скотчем или синей изолентой — при падениях, которых будет немало, вероятность случайного самоотключения и не менее случайного «самопотеряния» далека от нулевой. Заряжается батарея от обычного MicroUSB, хотя советую использовать комплектный проводок — он оснащён индикатором, показывающим, что батарейка зарядилась. По цифрам время работы и зарядки весьма близко к заявленным — на 25% скорости, включенных изначально, коптер действительно летает около 8 минут, зарядка потребует порядка двух часов. Так что самым нетерпеливым сразу советую прикупить запасную батарейку или две, благо стоят они недорого.
Карточку, кстати, тоже стоит зафиксировать скотчем, так как во время последней серии полётов, после особенно удачного падения, моя карточка на 32 ГБ вылетела и осталась где-то в траве, лишив меня возможности показать вам снятие фотографии и видео (впрочем, смотреть там особо не на что, 0,3 МПкс — это не решение для съёмки).
Коптер оснащён камерой, в бюджетной версии она обладает сумасшедшим разрешением в 0,3 МПкс, поэтому ни о какой серьёзной фото- и видеосъёмке говорить не приходится. А вот для трансляции видео на смартфон по Wi-Fi она более-менее подходит, задержка есть, но в пределах терпимого, сигнал стабилен на расстоянии где-то до 35-40 метров, хотя «дальнобойность» пульта повыше — можно улететь где-то метров на 70, а примерно после 100 метров квадрокоптер уже теряет управление. Так как тут нет GPS, рассчитывать на благополучный возврат обратно не приходится, так что будьте осторожны и рассчитывайте расстояния. Для первых полётов лучше всего выбрать какое-то большое пустое пространство, так как сбивать коптер с дерева — удовольствие очень ниже среднего (особенно если для этого придётся ещё и на сарай залезть). Я же уже говорил что надо поставить защиту? Ну вот.
Если же вы всё-таки захотите насладиться фотовозможностями этого коптера — надо будет установить MicroSD карточку, куда будут сохраняться снимки. У производителя есть модель постарше, она стоит 49 долларов без скидки (можно попробовать купон XS809W), там установлена камера в 2 МПкс и барометрический датчик для удержания высоты. Если улучшение камеры всё равно сомнительно, качество остаётся так себе, то вот за датчик я бы с удовольствием доплатил, но об этом ниже.
Пока что расскажу о пульте. Он достаточно удобен (хотя сравнить-то мне всё равно не с чем), хорошо ложится в руки, все стики и кнопки находятся в пределах досягаемости. По центру сделано откидное подпружиненное крепление для смартфона, iPhone 6 Plus встал как родной, причём баланс веса с телефоном остаётся неплохим, пульт не перевешивает назад.
Матёрые квадролётчики (хотя зачем им читать мой обзор?) могут пропустить описание пульта, составив представление по фотографиям, для остальных коротко расскажу об управлении.
Левый стик подпружинен только по горизонтальной оси, вертикальный его ход абсолютно свободен, ведь он регулирует высоту. Движения же по горизонтали поворачивают XS809W вокруг вертикальной оси. Правый стик подпружинен в обоих направлениях и служит для перемещений вперёд-назад и влево-вправо в горизонтальной плоскости.
Под левым стиком находится обычная четырёхпозиционная кнопка тримминга, она — один из главных друзей начинающего пилота. С немалой вероятностью, сразу после взлёта (и пары ударов об землю), ваш дрон начнёт самопроизвольно смещаться куда-либо в горизонтальной плоскости. Чтобы исправить эту оказию — нажимайте на этот крестик в направлении, противоположном смещению, до тех пор, пока безобразие не прекратится. Если вы сильно переборщите с этой регулировкой, её всегда можно сбросить, направив оба стика под углом в 45° от центра и вниз. Это сбросит настройки тримминга, но делать это, конечно, стоит на земле.
В левой части пульта также размещены две кнопки. Первая отвечает за автоматический взлёт и посадку, поднимая коптер на 1,5 метра вверх или сажая его, но так как у меня самая дешёвая версия без датчика высоты — эта кнопка у меня не делает ничего. Под ней находится кнопка аварийной остановки, при нажатии на неё дрон выключит моторы и аккуратно рухнет вниз. Конечно, падение с высоты не пойдёт ему на пользу, но это лучше, чем застрять на верхушке сосны или влететь в соседский Майбах. Кстати, поделюсь наблюдением — удар пропеллера по пальцам — ощутим, но кожу не рассекает, а вот прилёта в лицо лучше избегать.
В правой части пульта находится кнопка включения, кнопки фото- и видеосъёмки, кнопка возврата «домой» (работает очень так себе, я бы не особо на неё рассчитывал) и кнопка «безголового режима» (для самых безголовых летунов). В этом режиме вы просто выбираете направление движения правым стиком, и коптер двигается именно туда, независимо от того, куда повернута «морда». В теории это позволяет упростить управление, так как не надо задумываться, куда повёрнут ваш коптер, но на практике — лучше этого режима избегать и осваивать «полноценное» управление. Работает «безголовый» режим часто не особо, а обучение нормальному управлению замедляет.
На передней части пульта расположены две кнопки, рассчитанные на нажатия указательными пальцами. Левая переключает скорость, по началу включено 25% от полной, одиночное нажатие включает 50%, и за ним — 100%. Дружеский совет: вначале забудьте об этой кнопке. Её нет, вообще не существует, пока вы не налетаете хотя бы час-полтора. Правая кнопка делает флип (красивый переворот в воздухе). Работает она просто: набираете хотя бы метра 3 высоты, нажимаете её, слышите писк пульта и двигаете левый стик влево или вправо, наслаждаясь эффектным кувырком и овациями зрителей. Впрочем, будьте готовы к тому, что после флипа может потребоваться коррекция высоты, ведь удар об землю овации зрителей может испортить.
Питается пульт от 3 батареек АА (в комплект не входят), крышка их отсека крепится крестовым винтом, так что для установки и замены понадобится отвёртка (входит в комплект).
Последнее, о чём стоит рассказать до перехода к разделу о полётах, — о приложении для смартфонов. Так как XS809W гордо позиционируется как «селфи-дрон» и «FPV-коптер», он просто обязан уметь передавать видеопоток на смартфон, что он и делает. В инструкции приведены QR-коды для загрузки приложений, iOS-ссылка уводит на какой-то странный китайский сайт, где предлагают скачать APK-шку (спасибо, блин, большое). К счастью, на сайте магазина написано, что для управления используется программа XSW UFO, поэтому найти и установить её через App Store проблемы не составляет. Работает всё очень просто: подключаетесь к Wi-Fi-сети коптера, запускаете приложение и сразу видите изображение с его камеры. При желании можно запустить квадрик и полетать, используя виртуальные стики, но, опят же, делать этого не рекомендую, управлять так не сильно удобно. Именно так я сломал первый пропеллер, попытавшись взлететь в комнате и ударив квадрик об стол (ах, если бы кто-то мне посоветовал сначала поставить защиту…). Да, если вы не поняли ещё — для домашних полётов эта модель не сильно подходит (исключение из правила можно сделать если у вас дом таких размеров, что своих собак вы возите на частном самолёте).
В общем, хватит об отвлечённом, давайте о главном — полётах. Заряжаем батарейку, ставим её на место, включаем квадрокоптер, любуемся красивой подсветкой, ставим коптер на пол, убираем всё живое и ценное неживое на безопасное расстояние. Включаем пульт, слышим писк, дальше — смещаем стик высоты на максимум вверх (писк), потом — на минимум вниз (писк), всё, с этого момента квадрик готов к взлёту, и любое смещение стика высоты запускает винты.
И снова совет из личного опыта — смещайте левый стик очень плавно, старайтесь вообще сперва не трогать правый, научитесь удерживать требуемую высоту, это не так легко, как кажется со стороны (да, я знаю, что большинство читателей родились с талантом пилотирования в крови, но я — явно не из числа таких, так что это советы ламерам от ламера). Попутно с обучением удержанию высоты — посмотрите, есть ли смещение коптера по горизонтальным осям, и откорректируйте его с помощью триммера (это неудобно, так как всё это придётся делать одной рукой).
Освоившись с высотой, плавно тренируйте перемещения в горизонтальной плоскости с помощью правого стика, потом уже можно тренировать повороты.
Ещё несколько советов для начинающих. Не торопитесь пробовать флипы или увеличивать скорость, просто не спешите. Не бойтесь падений, особенно с небольшой высоты, это лучше чем зависание на дереве или резкий боковой удар. Не бойтесь аварий, они неизбежны поначалу, но этот малыш — достаточно прочен и лёгок, чтобы перенести жёсткое обращение. Конечно, вам может и «не повезти», но от этого не застрахован никто, и в данном случае можно будет утешать себя тем, что этот коптер из недорогих. Не пытайтесь поначалу летать по видео на экране, во-первых, оно транслируется с задержкой, во-вторых без сноровки это всё равно не получится. Старайтесь не улетать далеко — потеря управления с этим дроном реальна, а поиск его места падения может стать проблемой. Всеми силами избегайте попадания в кусты, на деревья, ЛЭП и прочие помехи — после аварии квадрик просто выключает двигатели и ярко моргает подсветкой, ожидая, пока вы его как-то снимите. В особо неудачных случаях это может стать крупной проблемой. Также проявляйте здравомыслие и не летайте там, где вы можете кому-то помешать.
Кстати, краткие итоги 7 «отлётанных» аккумуляторов: 1 защита осталась где-то в кустах, один из лучей держится теперь на скотче (после удара вылетели фиксирующие винты), потеряна карта памяти. С учётом того, сколько раз я его уронил, — результат можно признать очень хорошим.
Вообще же, летать оказалось чуть сложней, чем я поначалу думал, но XS809W оказался весьма адекватным в управлении и достаточно прочным, чтобы пережить типичные новичковые ошибки, поэтому впечатления от начала «лётной карьеры» остались дико положительными, а это — главный мотиватор не сдаваться и обучаться дальше.
Кстати, я собрал несколько видео с мой первой попыткой полетать (вырезав оттуда аварии), выглядело это как-то так.